Что будет, если Тони Старк станет Президентом или Что такое художественная съемка
Что будет, если Тони Старк станет Президентом или Что такое художественная съемка
Чтобы понятнее объяснить, в чем отличия художественной съемки, сравним несколько видео, которые каждый может легко себе представить. Эпизод публичной речи Тони Старка со сцены (помните известный мем?) с выступлением для прессы киношного американского президента. В первом случае представляется нечто фееричное. Сразу же, конечно, игра со светом – прожектора и направленные лучи, засветы, контровое освещение, одним словом – всё, что превращает изобретателя Тони Старка – в суперзвезду, а его публичную речь – в яркое шоу.
Что касается приемов съемки – можно сразу же отметить полное отсутствие статичности и строго фронтальных планов. Напротив, здесь используются и облеты, и планы с высоким и низким углами съемки и др. А теперь представим типичную киношную американскую комнату для пресс-конференций – маленькая трибуна с гербом и два флага по обе стороны от него. За трибуной – спикер. Причем, не важно, что конкретно он сообщает представителям СМИ – весть об апокалипсисе или сведения о ходе работ по строительству светлого будущего. Выступающего показывают в основном статично, меняя крупность (в рамках трёх традиционных планов) и угол съемки (показывая героя фронтально, справа и слева).
Заметьте, оба примера – киноэпизоды. Почему же «официального» киноспикера снимали так, будто он реальный? Именно для того, чтобы наш мозг сильнее воспринял всю серьёзность описываемой в эпизоде ситуации. Ведь художественная съемка неуместна в официальном видео. И мы привыкли к этому уже на уровне подсознания.
А чего бы не снимать президентов, министров и прочих начальников - художественно? Всё просто: вспомните про Тони Старка. И попробуйте представить на его месте реального министра с официальным докладом о серьёзных политических явлениях. Весь этот яркий свет, прожектора и лучи, облеты и чокеры (один из видов крупного плана - лицо от рта и до бровей). Сразу понятно – такая съемка даже надгробную речь превратит в феерическое шоу. Художественно, конечно. Но весьма неуместно.
Итак. Что же такое художественная съемка? Попробуем сформулировать. Художественная съемка — это осознанное использование операторских приёмов для воплощения замыслов режиссера. Но. В целом, во время съемок любого видео, его создатель использует какие-никакие операторские приемы. Значит, художественное видео отличается от любого другого лишь целями, которые стоят перед операторами.
Главная цель художественного видео – впечатлить, вызвать эмоции у зрителя, ощущение погружения в атмосферу действия на экране, заставить его сопереживать героям.
Приемы художественной съемки
Какими же приёмами художественной съемки пленят наше зрительское воображение?
Если перечислить абсолютно все – получится многотомник. Ибо помимо общеизвестных, понятных и наиболее часто используемых художественных приёмов, у каждого режиссера и оператора имеются свои «козыри в рукавах», некоторые из которых порой становятся примерами для подражания.
Помимо использования «фирменных» и общих приемов художественной съемки, каждый создатель видео может в любой момент придумать что-то новенькое.
Эффект тромбона
Так, когда-то был изобретен вертиго (он же – долли зум, он же «эффект тромбона»). Это оптический эффект, при котором в одном и том же кадре предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно отодвигается назад. Впервые впечатлил кинозрителей своим вертиго Альфред Хичкок в своей ленте «Головокружение» (Vertigo, 1959). Прием был придуман прямо на съемочной площадке оператором второй съемочной группы Ирмином Робертсом (между прочим, мэтр даже не упомянул его в титрах). Хичкоку хотелось показать страх высоты одного из своих персонажей. Робертс неожиданно создал кадр с прямо-таки засасывающей глубиной. С тех пор долли зум используется многими киномастерами в самых разных сценах.
Кадр из багажника
Низкоугольная съемка – так называется художественный прием, при котором камера «смотрит» на объект снизу вверх. Если бы у этого приема был свой фан-клуб, его президентом точно бы назначили Квентина Тарантино. Именно он чаще всех «выглядывает» из багажника на героев своих фильмов. В сети давно гуляют целые подборки-нарезки сцен тарантиновских шедевров, разыгрывающихся перед объективом камеры, расположенной под очень низким углом.
Буллет-тайм
Буллет-тайм – это прием художественной съемки, при котором объект «замирает» на месте, создавая иллюзию остановки времени, а «зритель» двигается вокруг него. Пожалуй, самый известный пример – это сцена из «Матрицы», в которой Тринити «застывает» в эффектном прыжке, камера облетает ее, после чего кибер-чертовка безжалостно бьет ногой в челюсть находящегося прямо перед ней агента. Кстати, это не единственный буллет-тайм в «Матрице». Он использовался тогда еще братьями Вачовски практически в каждой сцене драки.
С некоторых пор этот эффектный прием художественной съемки перекочевал в ивент-индустрию, став самостоятельным аттракционом. Все необходимое для создания буллет-тайма можно заказать на частное мероприятие в качестве ивент-активности для гостей.
Долгая сопровождающая съемка
С первого взгляда кажется, что для этого приема художественной съемки вообще ничего особенного не надо. Бери камеру – и топай за героем, пока батарея не сядет или место на флешке не кончится. Но на самом деле, этот приём считается одним из самых сложных и трудоёмких по своему исполнению. Долгая сопровождающая съемка при своей внешней небрежности, совершенно не прощает ошибок и должна быть тщательно выверена и многократно отрепетирована. Ведь всё, что попадает в кадр в данный момент, должно быть точно на своем месте, в нужном виде и кондиции. И если при обычной съемке небольшие погрешности можно исправить на монтаже, то в непрерывной долгой сопровождающей съемке нет возможности склейки, перебивки более крупным планом. Никаких визуальных уточнений и намёков. Всё максимально здесь и сейчас.
Есть несколько примеров долгой сопровождающей съемки. Кадров длинной в несколько минут, а порой и в целый фильм, которые не могут не впечатлять искушенного зрителя. Представляете, сколько раз нужно отрепетировать всё?! Казалось бы – один прием художественной съемки: долгое сопровождение камерой. А в итоге все актеры на площадке – от героев до вон того «трупа» на заднем плане в канаве под кустом должны вовремя двигаться или не двигаться, отыгрывать все заданные режиссером задачи. А свет? Камера не останавливается, а значит времени на перестановку у команды осветителей практически нет.
Выходит, нужно заранее так рассчитать и построить световую картинку, чтобы в каждый момент фильма всё было подсвечено или затемнено так, как этого требует сценарий и режиссер.
И чтобы в кадре не было ни одного провода, стойки и прочих технических средств, которых зрителю видеть е положено. И это только операторская бригада! Теперь представьте титанический руд декораторов, костюмеров, гримеров. Мало ли, что взбредет в голову режиссеру? В течение долгого сопровождения камерой герой может попасть в драку и быть раненым, вымокнуть, испачкаться…
Примеров использования приёма долгой сопровождающей съемки – множество. Причем, не только в современном кинематографе. Так, еще в 1957 году Стенли Кубрик снял сцену без склеек длиной больше минуты для своего фильма «Тропы славы». В ней генералы общаются с солдатами, причем в кадре присутствуют и второстепенные персонажи, происходит бой, на фоне видны взрывы.
Еще хочется вспомнить «Дитя человеческое» режиссера Альфонсо Куарона, в которой сцена внезапного нападения на автомобиль, например, длится четыре минуты без склеек. «У нас было 12 дней, чтобы отснять сцену с нападением на машину, – рассказывает Куарон. - Спустя 10 дней съемок мы все еще не имели должного результата. Нам нужно было поднапрячься. поскольку по истечении 12 дней заканчивался срок аренды локации. Наступил 11 день, и, в результате стечения обстоятельств, мы отсняли только 2 дубля. Утром 12 дня все получилось здорово, но оператор упал, и мы отсняли только один дубль, который впоследствии был одобрен».
Когда понимаешь, сколько времени, труда, денег, нервов и творчества было вложено в видео, чтобы оно было эффектным, запоминающимся, оригинальным и ярким, всё смотрится иначе. А еще появляется профессиональная зависть и вдохновение. Такой вот странный чувственный замес. И хочется снять что-нибудь эдакое, чтобы и самим было интересно, и зритель оценил по достоинству. И мы непременно снимем! А пока – посмотрим-ка то, что уже было снято до нас.