Мотор! Камера! Стихийное бедствие!
Мотор! Камера! Стихийное бедствие!
Съемки — это сложный и очень кропотливый процесс, в котором любая мелочь может сыграть решающую роль и повлиять на конечный результат. Один из самых капризных и непредсказуемых факторов, напрямую влияющих на съемочное производство - природные явления.
«Ничто так не портит прогнозы, как погода».
Б.Ю. Крутиер
Есть миллион примеров, когда съемки переносились из-за погоды или её неожиданные перепады заставляли менять график и локации. Например, при создании киноленты «Выживший» в Калгари, съёмочная группа ждала вьюгу, но там оказалось до неприличия тепло. В поисках холода Алехандро Гонсалес Иньярриту с командой отправился из Канады в Аргентину, где их встретил неожиданно лютый холод и мороз. Актерам пришлось работать на открытом воздухе в минус 30 без шапок и перчаток, так как по сюжету в кадре была осень.
При подготовке к съемкам на улице, погода учитывается всегда. Создатели видеопродукции – первые в рейтинге людей, не доверяющих метрологическим прогнозам. Независимо от мнения синоптиков, на площадку привозится свет буквально на все случаи жизни. Ведь любой погодный каприз – легкая облачность или внезапно затянувшееся тучами небо, яркое солнце или «золотой час» - требуют дополнительного освещения, приборов и оборудования. И их отсутствие может попросту сорвать съемки, а это – дополнительные расходы, причем почти всегда - немалые.
Переменная облачность - враг или друг оператора?
Порой даже наличие всех технических средств не гарантирует отличного результата. Пример – наши недавние съемки на территории нефтеналивного парка одного из крупнейших предприятий России. Живописные контрастные облака на синем небе – казалось бы, что может стать лучшим фоном для натурных съемок корпоративного фильма. Однако, такая погода практически свела на «нет» целую съемочную смену. Мы снимали крупные планы, актеры работали на фоне белоснежных нефтяных бочек. Как только звучала команда «Мотор!», солнце, как специально, выглядывало из-за очередного облака и, конечно же, полностью меняло освещение. Бочки становились главными в кадре – яркий, ослепляюще белый цвет поглощал лица героев, превращая их в жителей экваториальных стран. Подстроиться под такие контрасты было практически невозможно, дождаться просвета или наоборот – облачности необходимой длительности тоже было совершенно нереально: ветер усиливался буквально с каждой минутой и постоянно менял свое направление. Снять удалось, увы, немного и объяснить причину сокращенной съемочной смены при таком красивом небе заказчику было довольно сложно.
Но все же, такие погодные нюансы – досадные мелочи в сравнении с общим благоприятным погодным фоном в нашем регионе. Недаром Краснодарский край – излюбленное место съемок множества сериалов. Снежные зимы здесь – большая редкость, лето длинное, а значит снимать сюжеты, действие которых происходит в теплое время года, можно практически всегда. Это особенно удобно при киносъемке, когда эпизоды снимаются несколько недель. Профессиональный свет превращает даже хмурое ноябрьское краснодарское утро в теплый погожий день. И актеры в легких платьях выглядят разомлевшими от жары, хотя на самом деле вынуждены работать в +4 и буквально не дышать, чтобы облака пара от дыхания не выдавали истиной температуры воздуха в кадре. Хорошо, если дождь не идет, впрочем, о нем стоит поговорить подробнее.
Дождь без приборов и осветителей - просто помехи на экране.
Дождь по праву считается одним из самых непредсказуемых и востребованных погодных явлений. Случаев, когда он лил естественным образом как по заказу режиссера – единицы. Да и тут он практически всегда подвергался апгрейду: капли то слишком редкие, то недостаточно крупные. Для создания дождя на съемочной площадке в наше время используют специальные дождевые установки, представляющие собой систему труб с управляемыми разбрызгивающими головками, которые позволяют регулировать крупность капель и их интенсивность. Для фильма «На линии огня» кинематографистам понадобился общий план ненастного Чикаго, съемки которого происходили в солнечном Лос-Анджелесе. Дождевую установку подняли на уровень десятого этажа, чтобы дождь мог покрыть 300 человек массовки. Установка выливала почти три кубометра воды в минуту! Воду к площадке подвозили огромными цистернами, и в итоге массовка промокла насквозь.
Но ни одна ультрасовременная установка, будь она управляема даже силой мысли режиссера, не сможет создать в кадре достаточно красивый и эффектный дождь. Задумку режиссера помогает воплотить в жизнь профессиональное осветительное оборудование. Осветители, или «светики», как их называют в кино, расставляют необходимые приборы, световые и цветовые акценты, превращая обычные падающие капли воды в драматичный, контрастный фон для основного действия. Именно светом создается эффект «грибного» дождика – когда сквозь капли просвечивают солнечные лучи, или ощущение настоящего тропического ливня в сезон дождей.
Снег на съемочной площадке.
Еще одно погодное явление, которое не происходит по заказу режиссера – снег. Легкий уютный снежок или апокалиптический снегопад, лютая метель или огромные хлопья мокрого снега в кино никогда сами не падают с небес. Их также создают специальные установки. До конца 1920-х годов весь снег в голливудских фильмах был сделан из крошечных клочков ваты, что создавало чудовищную опасность, т.к. съемочное оборудование и световые приборы жутко нагревались, а вата могла воспламениться в любой момент. Во избежание пожаров, снег стали изготавливать из огнестойкого асбеста. Тогда еще никто не догадывался, насколько ядовиты и канцерогенны легкие красивые хлопья, падающие на лица актеров. С тех пор сменилось множество вариантов киноснега – от пенопластовых шариков, скрипящих под ногами героев так, что приходилось переозвучивать целые эпизоды до муки, сахара, перьев и даже хлопьев пожарной пены. Современные снегозаменители - безопасны, экологичны, и выглядят в кадре совершенно неотличимо от настоящего снега. Но и здесь, также, как в случае с дождем, первую роль в создании атмосферного пространства и нужной температуры воздуха в кадре играют не осадки, а освещение. Хотя, пожалуй, есть парочка интересных закономерностей: например, чем меньше предметов и вещей в кадре – тем холоднее он выглядит. Ну и внешность актеров тоже имеет значение: худой, скованный герой – «холодный» актерский типаж. И наоборот, полный, румяный и активный персонаж способен «растопить лед» в самом заснеженном кадре. Но все же именно освещение – та самая «волшебная палочка Снежной Королевы», с помощью которой невнятные белые крошки становятся пушистым белоснежным снегом, а серо-белые росчерки на экране – драматичной снежной вьюгой. Кадр подсвечивается с помощью специальных светофильтров, в заснеженные пейзажи добавляют синие цветовые акценты, кадр приобретает глубину, и вот уже зритель практически кожей ощущает холод с экрана.
Хочешь узнать, какая погода — посмотри, сколько друзей онлайн.
Кстати, природные явления влияют не только на съемки, но и на зрителей. Согласно последним исследованиям одного из видеосервисов, бизнес онлайн-кинотеатров очень сильно зависит от погоды за окном. Независимо от дня недели, в дождь покупателей фильмов становится значительно больше по сравнению с такими же днями, но с солнечной погодой. То есть, любые осадки или даже просто пасмурный пейзаж за окном, вызывает у людей устойчивую потребность залечь на диван и включить какую-нибудь киношку. Кстати, к жителям нашего региона это не относится! Наши люди, как оказалось, смотрят кино в любую погоду, совершенно не отвлекаясь на заоконные пейзажи. Но это и понятно – не зря Кубань считается одним из самых солнечных регионов России.